Здание вокзала

Здание вокзала

Первое упоминание о Лунинце относится к 1449 году. В 1588 году в Лунинце насчитывалось 74 дома и 484 жителя. Веками это поселение в пойме реки Припяти было глухой деревней. Только железная дорога, проложенная через Полесье во второй половине XIX века, принесла сюда заметное оживление.

30 декабря 1884 года из Пинска в Лунинец и далее на Барановичи и Лиду проследовал первый товарно-пассажирский поезд. Тогда в небольшом селе Лунинец появился железнодорожный остановочный пункт, будка стрелочника.

В 1885 году было закончено строительство линии Лунинец–Ровно, а в 1886 году закончено строительство линии Лунинец–Гомель. Станция Лунинец стала крупным железнодорожным узлом из четырех направлений, таким остается и в настоящее время.

Пока доподлинно неизвестно, когда был построен вокзал в г. Лунинец. Это было после открытия железнодорожной ветки Барановичи–Лунинец–Пинск в 1884–1886 гг. Вокзал был одноэтажным, общая площадь его составляла 185 м².

В тридцатые годы архитектура вокзала была модернизована.

В истории нет сведений о развитии почтового сообщения в Лунинце, но с развитием железной дороги появились сообщения о развитии местной почты, тогда через Лунинец пошли пассажирские поезда с почтовыми вагонами, появилась необходимость перегруза и приема почты и багажа. Для хранения обменной почты недалеко от станции было построено здание. На вокзале в Лунинце работало небольшое почтовое отделение, где для гашения корреспонденции применялся штамп овальной формы «Лунинец-Вокзал». Кроме почтового отделения на вокзале имелся буфет.

Уже в 1889 году через Лунинец, согласно расписанию, следовали скорый поезд № 1(2), почтовый № 3 (4) и товарно-пассажирский № 7 (8) поезда.

В октябрьские и декабрьские дни 1905 года в Лунинце особенно бурно протекали выступления рабочих, тогда революционно настроенные железнодорожники полностью взяли контроль за движением поездов в свои руки.

Когда карательная экспедиция из Баранович прибыла в Лунинец рабочие паровозного депо перевернули несколько паровозов перед входом в депо, заблокировав тем самым стоящие там 14 паровозов и не дав возможности использовать их царским властям. В память о тех бурных днях на фасаде вокзала установлена мемориальная доска.

В годы Первой мировой войны Лунинец стал крупной тыловой базой Западного фронта.

Поэт А. Блок, проходящий военную службу в 13-й инженерно-железнодорожной дружине в Лунинце, писал в Петроград: «утром и вечером нас навещает аэроплан, который бросает бомбы, главным образом, на мост в Парахонске и на станцию Лунинец, где 90 путей».

По Рижскому договору 1921 года Лунинец вместе с Западной Белоруссией отходит Польше. Останавливается промышленное производство, в т. ч. шпалопропиточный завод, здание которого было разобрано, а кирпич был передан на постройку костела.

В 1939 году Лунинец в составе Западной Белоруссии вошел в состав БССР. В конце этого года была организована Брест-Литовская железная дорога. Значение Лунинца как крупной узловой станции возросло.

Район вокзала и привокзальной площади пострадал в годы Великой Отечественной войны. Именно сюда попали первые немецкие бомбы 23 июня 1941 года. Одна из них разрушила здание станции, а другая попала на перрон.

В 1944 году здание вокзала, как и все строения на привокзальной площади, были целиком разрушены, осталось целым только здание станции. Построенное в начале столетия оно стоит и сегодня.

После освобождения на месте вокзала, депо, водонапорной башни и других хозяйственных построек лежали груды развалин. Длительное время на месте вокзала стоял снятый с колес трофейный пассажирский вагон, в котором размещались в разное время билетные кассы и станционный буфет. Этот вагон просуществовал до 1953 года. Тогда же был построен вокзал.

Современный вокзал был построен в 1967 году.