Музейно-педагогическое занятие: «День памяти воинов-интернационалистов».

Виктор Григорьевич Конопацкий.
Родился 5 декабря 1964 г. Погиб 19 апреля 1984 г. Похоронен в родном селе Дятловичи.
улица друга
Их было четыре друга. Вместе бегали по деревенской улице, вместе пошли в школу. Вместе читали книжки, представляя себя "прекрасной четверкой" героев Дюма - мужественными, честными, благородными. Общие занятия, общие интересы ... Правда, один из них очень любил рисовать. I так это ему удавалось, что незаменимым художником считался в редколлегии школьной газеты. Но любовь к технике победила. I после окончания школы все вместе ребята пошли учиться на водителей в школу ДОСААФ. Оттуда их четверых призвали в армию. I здесь не разошлись тропинки Виктора Канапацкого, Сергея Жука, Анатолия Брэзина и Василия Коцубы, свели их вместе на суровой афганской земле.
Оттуда на родину вернулись живыми трое. Но пусть лучше говорят сами ребята.
Василий: Это можно считать чудом, что и солдатами мы с Витей оказались вместе: в одной роте, в одном взводе, кровати рядом стояли. Вообще, там можно было организовывать землячества - восемь человек из района. Если бы это в Союзе все было - о лучшем не мечтали бы. А там постоянно думалось: что скажу твоим родным, если, не дай бог ...
Сергей: Мы и в армии продолжали водительскую дело. Стояли на перевале Саланг. В боевых действиях почти не участвовали, охраняли дорогу, по которой шли караваны грузов с продовольствием для Афганистана. Хотя ... Боевые действия там могли начаться даже на городской улице. Это война.
Анатолий: Мы хорошо осознали это, потому беспечность оставили далеко, где-то в недосягаемой оттуда мирным времени. К любому делу подходили ответственно, понимая: небрежность карается смертью.
Василий: Я находился в ремонтном батальоне. 17 апреля обрадовался: приехал Витька. А техник роты и говорит: подожди нас здесь, через пару дней вместе поедем в свой полк. Я согласился. Они вернулись на дорогу. Ждал неделю ... 24 апреля вернулся в полк и узнал все.
Анатолий: Ребята потом рассказывали ... Это произошло неподалеку от пункта охраны. Витя заметил ту новую кучку камней на дороге, обратил немного, чтобы объехать. I здесь - взрыв. Фугас направленного действия поражает без промаха. На следующий день на этом же месте танк взорвался, кстати ... Техника роты убило наповал. А Витю еще привезли в больницу ...
Сергей: Как раз и я лечился от легкого ранения. Что почувствовал, когда увидел друга? Он же был без сознания. I мне как-то стыдно стало, что скоро выпишут.
Анатолий: А мы приехали в ремонтный батальон 20 апреля за запчастями. Спросил про Витьку. Мне в ответ: а кто он тебе? Так и догадался обо всем. "Вчера", - сказали они, отбирая у меня оружие. Сразу сняли с поста. I постоянно кто-то рядом находился. А меня трясло только одна мысль: как посмотрю в глаза мамы Вити ...
Василий: Как-то вошло в привычку называть Витю отчество - Григорьевич да Григорьевич. Он и впрямь выглядел более зрелом чем мы. Нет, не внешностью, хотя и занимался гиревым спортом, а отношением к окружающей: более серьезно, более вдумчиво, заботливо.
Анатолий: А 21 апреля я получил от него письмо. Витя писал: "Готовимся к операции. У моего БТРа надежная броня, а у тебя все же машина только. Береги себя". Я хотел привезти на Родину все письма Вити, три было. К сожалению, в Душанбе приказали их уничтожить ...
Сергей: Вот обратная сторона землячества: пошли четверо - вернулись втроем. I приходится виновными глазами смотреть на знакомых, особенно - на родных Вити. Твардовский писал это чувство в солдат Великой Отечественной:
Я знаю: никакой моей вины
В том, что другие
НЕ пришли с войны,
В том, что они - кто старше,
кто моложе,
Остались там,
но всё же, всё же, всё же ...
Анатолий: Мы каждый год день рождения Вити отмечаем вместе с его родителями.
Василий: Сейчас мы также работаем водителями. I когда выпадает работа на одном месте, например, в Гричино, так и ходим оттуда вместе - колонной.
Анатолий: Посещаем школу, где вместе учились. Пионерский отряд, где преподает наш бывший классный руководитель Вера Антоновна Шеметюк, носит имя Вити.
Василий: Мне повезло: меня дождалась из армии любимая девушка. Вообще, мы все уже успели пожениться. А вот сын родился пока только у меня. Разумеется, зовут его Витя.
Источник: Памяць: Гіст.-дакум. Хроніка Лунінец. р-на / Укл. Т.В. Канапацка. Мн.: Беларус, 1995. – 716 с.: іл.T