Лекция «Вымершие и умирающие профессии» по материалам Л.Л. Колосова

САПОЖНИКИ

Если бы графу Л.Н.Толстому, который на склоне лет баловался тачанием сапог, сказали, что уже тогда отчетливо проглядывался закат этого древнейшего ремесла, он, несомненно, счел бы это за шутку.

Между тем в начале XX века все больше стандартной обуви стали изготавливать машины. До того, как массы этой обуви (называемой — тандетной, т.е. дешевой, дрянной,

стандартной) заполнили торговые прилавки, в самом Лунинце и в окрестных поселениях в поте лица трудились сонмы обувщиков. В городе было несколько местных мастерских с 2-3 наёмными работниками. Большинство же сапожников выполняло заказы у себя на дому и почти все они имели свои мастерские — будки. В начале 30-х годов на улицах, прилегающйх к вокзалу, на территории базара, а также на месте здания казармы располагалось более 50 небольших павильонов — будок с вывесками, на которых красовались изображения всевозможной обуви и фамилия мастера.

В этих будках на низких стульчиках восседали сапожники, окруженные деревянными колодками всех размеров, кожей и обувью. Каждый из них старался чем-то отличаться от других, чтобы привлечь клиентуру. Один относил заказы домой клиентам, другой делал только женские выходные туфли, третий приходил на дом снимать мерку для обуви и т.д. Небольшое число подлинных мастеров своего дела занималась пошивом высококачественной обуви для городской элиты, офицерства, тогда как остальные шили обувь для простого народа. Ну, и самая распоследняя категория обувщиков занимались исключительно латанием и починкой изношенной бедняцкой обуви. Эти сапожники собирали заказы, обходя знакомые дома. В довоенное время вся или почти вся обувь была кожанной. Резиновая подошва была редкостью, а синтетики вообще не было. Обувь шилась льняной крепкой нитью — дратвой, сбивалась деревянными гвоздями.

Припомним, что все сапожники зависели от заготовщиков, которые выполняли начальную стадию разделения труда — раскрой кожи и иногда первичный пошив деталей. И только получив заготовки необходимого размера, сапожник приступал к шитью обуви, вернее, это было не шитье, а тачание обуви, создание модели. Ведь обувь шилась на заказ, и каждый сапожник творил на колодке свой шедевр. Подавляющее большинство сапожников в Лунинце были евреями. Нельзя выделить, кто был лушче, кто был хуже. Каждый из них имел свою клиентуру и каждый старался быть лучше другого. Например, сапожник Алтар Плотник (кстати, сын профессора) делал на заказ великолепные свадебные туфли для молодоженов, шил обувь для городской элиты. Нахим Гольдман, живший на ул. Перацкого (ныне Красной), делал прекрасную детскую обувь и офицерские сапоги. У сапожника Смолика (ул. Фабричная) можно было заказать простые сапоги, и шил он их прекрасно, не протекали: ни весной, ни осенью. Этот мастер работал некоторое время на дому еще и после войны. У мастера своего дела сапожника с Залесья Подоляка весь город заказывал мягкие домашние туфли для детей и взрослых. Выполненные заказы он разносил по домам.

433