Музейно-педагогические занятия "Священники и война"

В годы Великой Отечественной войны православное духовенство ценой многих жизней засвидетельствовало свою любовь к ближнему, сыновью преданность Церкви и Отечеству.

Вместе со всем народом священники и их семьи мужественно переносили тяготы военного лихолетья. Священники – патриоты своей земли – становились в ряды борцов, противостоящих насилию оккупантов над мирным населением, и мужественно оканчивали земной путь мучениками. В их числе был и Епифаний Волощук (12.05.1909-май 1944) – настоятель Свято-Покровского храма д.Мокрово. Будущий пастырь родился в с. Елисаветполь Староконстантиновского уезда Волынской губернии (ныне – Хмельницкая область Украины). В то время его отец Иван Андреевич Волощук (1888-1919) служил здесь псаломщиком. Мать – Домникия Петровна (ур. Волковская, 1890-1981) – также происходила из дворянско-духовного сословия. Вскоре семья обосновалась в г. Житомир, где о. Иоанн служил диаконом Свято-Михайловского собора, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе и сам учился в Волынской духовной семинарии. После ее окончания, в 1914-м был назначен настоятелем прихода с. Собичин (ныне – д. Комсомольское Олевского района Житомирской области). Кстати, здесь Епифаний окончил ЦПШ.

В 1919-м семья осталась без кормильца – о. Иоанна унесла эпидемия гриппа “испанка”. Умер и сын Иван (1915-1919). 28-летняя мать с пятью детьми переехала к своему отцу, который служил псаломщиком в с. Войткевичи (ныне – д. Каменное Ракитновского района Ровенской области). Вторым семейным домом для детей о. Иоанна Волощука стало с. Дермань. Здесь дочь Ольга (1907-1979) была ученицей частной женской духовной гимназии, а в Дерманьском духовном училище на Волыни воспитывались четверо сыновей – Епифаний, Анатолий, Ювеналий и Аркадий (позднее все они пополнили священническую династию).

Первым продолжателем семейных традиций стал Епифаний. Среди сверстников он отличался прилежностью в учении и примерным поведением. В 1923-1928 гг. учился на Волыни в Кременецкой духовной семинарии (ныне – Тернопольская область). В это время, в 1925-м, в Варшавском университете им. Й. Пилсудского был открыт факультет православного богословия. Выдержав экзамены, Епифаний стал студентом единственного вуза Польши, где можно было получить высшее православное образование.

Успешную учебу совмещал с активной деятельностью в студенческом обществе. Пел в хоре, который гастролировал не только в Польше, но и других государствах Европы. Один из архивных документов свидетельствует, что, несмотря на успеваемость и общественную деятельность, студент Епифаний Волощук оказался на грани отчисления из вуза из-за задолженности в оплате за учебу. Благодаря поручительству и помощи друзей, в 1932-м окончил университет с научной степенью “магистр православной теологии”.
В этом же году выпускник вступил в брак – его избранницей стала дочь священника Кара-Иванского. В г. Пинске Епифаний Волощук был рукоположен в сан диакона, затем – священника. Первым местом пастырской службы стало с. Нобель (ныне – Зареченский район Ровенской области). В 1938-м назначен в Свято-Покровский храм д. Мокрово (ныне – Лунинецкий район Брестской области).

С началом фашистской оккупации о. Епифаний, хорошо владевший немецким языком, неоднократно выступал в защиту своих прихожан, которых преследовали сторонники “нового порядка”.

16 апреля 1944 года в начале Пасхальной заутрени в храме звонили во все колокола. В это время партизаны проводили операцию по захвату немецкого склада. Гитлеровцы ворвались в церковь и арестовали настоятеля. Второй священник – о. Ювеналий Волощук, который с 1943-го служил в приходе г. Столин, помогал брату в праздничной литургии. По просьбе о. Епифания его не тронули. А вот матушка была арестована (ее дальнейшая судьба неизвестна), имущество семьи разграблено оккупантами.

В лагере в Лахве, где находился немецкий гарнизон, о. Епифания подвергли изнурительным допросам и пыткам…

Священник умер от внутреннего кровоизлияния, вероятно, в начале мая 1944-го. В последний путь его провожали многочисленные прихожане, церковный хор, отпевали священник и диакон, что запечатлено на фотографии.

20-летним связал свою жизнь с Полесскими железными дорогами «потомственный почетный гражданин» Пинского уезда Минской губернии Виталий Васильевич Вечорко (1887-1956). С установлением Польши, когда православным служащим предлагали переходить в католичество или увольняли, не предал веру отцов. В это время в Столине он встретился с молодой и красивой учительницей, которая вскоре стала его женой. Неравный по возрасту – муж был старше на 26 лет, брак был основан на настоящей любви. Семья поселилась в Бостыне – отец Виталий стал настоятелем местного храма (Его брат Евгений стал псаломщиком), матушка Любовь Даниловна занималась воспитанием дочери, родившейся в 1925 году. Относительно состоятельная семья намеривалась дать надлежащее образование Ирине. Девочка окончила 7 классов «повшехной» (общеобразовательной) школы в Бостыне, поступила в гимназию в Лунинец, затем – в Пинск. Обучение велось на польском языке, дома родители занимались с дочерью по русскому букварю. Ученица иногда путала буквы, что вызывало возмущение польских педагогов. Услышав на уроках, что Россия – вечно холодная и голодная страна, с необразованным невоспитанным народом, Ирина возвращалась домой и вопросительно смотрела на отца. Тот мягко, но настойчиво переубеждал:

- Россия – великое государство. Она не может быть некультурной уже потому, что дала миру Пушкина И Толстого. Запомни: поляки здесь временно, а Россия на этой земле была и будет вечно.

Родители собрали большую домашнюю библиотеку. Девочка читали книги русских авторов, воспитывалась в православном духе, мечтала о том времени, когда ее родина станет частью Советской России.

Долгожданный сентябрь 1939 года, кроме радости, принес разочарования. Люди с Востока, которые казались идеалом человечества, грубо ругались, курили махорку, продукты заворачивали в газету. Самым же страшным было то, что начались аресты и высылка на Севре многих знакомых и незнакомых людей… Н очень большой была преданности России, впитанная с молоком матери и наставлениями отца, поэтому даже обидная кличка «западники» не могла перечеркнуть убеждения девушки.

Времени, чтобы осознать все недостатки и преимущества новой жизни, история почти не отпустила. Вскоре Великая Отечественная война, немецко-фашистская оккупация. Чтобы ее не вывезли в Германию, девушка стала работать ученицей машинистки на Бостынском лесозаводе. На время испытаний поставило перед выбором и ее семью.

Дом батюшки находился возле железной дороги. С началом «рельсовой войны» это стало иметь стратегическое значение как для партизан, так и для фашистов. Вместе с немцами железную дорогу охраняли казаки – бывшие военнопленные красноармейцы. Они часто приходили в семью Вечерко, брали читать русские книги, вместе собирались по вечерам, играли на гитаре, слушали пластинки.

По ночам в дом священника приходили гости из леса: получали необходимые вещи и сведения. Однажды 18-летнюю Ирину вызвали в отряд. Партизанский связной односельчанин Сергей Качановский провел ее потайными тропами. Девушка испугалась, когда из ржи неожиданно вышли вооруженные Михаил Каштанов и Александр Свитцов – руководители отряда «За Родину». От них она узнала о подвиге Зои Космодемьянской. И уже не исключительной смелостью, а участием в общей борьбе против оккупантов казалась помощь партизанам продуктами, одеждой, медикаментами. На этот раз ей поручили агитировать казаков к переходу с оружием в руках на сторону народных мстителей. Это задание, как и ряд других, семья выполнила. Но что-то насторожило немцев: они установили наблюдение за домом бостынского священника. Летом 1943 года мать и дочь арестовали.

Некоторое время они находились в Лунинецкой тюрьме (нынешнее здание Лунинецкой типографии).

Бостынскую матушку Любовь Вечорко (13913-1943) расстреляли в сентябре 1943 года в Лунинце. Могилой для нее, как и тысячи других жертв фашизма, стал нынешний Курган Бессмертия, возведенный в 1967 году…
Ирину под конвоем повезли в Пинскую тюрьму. По счастливой случайности здесь работал врач М.К.Пугач, знакомый еще с гимназический времен. Он спас девушку от вывоза в Германию и от расстрела. Тем временем отец обивал пороги духовных и светских властей с просьбой об освобождении единственной дочери. Ирину выпустили на волю. После освобождения его дочь работала медсестрой в Лунинецкой центральной районной больнице. Не смотрела фильмы о войне, не читала военных книг – не хотела вспоминать о пережитом… Сберегла единственное наследство – нательный крестик и образок.

В Свято-Борисо-Глебской церкви д. Лунин служил участник партизанского движения отец Александр Плешко.

В 1991 году в Пермском издательстве вышла книга «Тропы ведут к дороге» Сергея Балахонова. Она посвящена боевой деятельности партизанского отряда «За Родину» бригады имени Кирова Пинского соединения, командир которого после войны жил в Перми. Среди героев книги – бывший настоятель храма д. Лунин Александр Иосифович Плешко. Двое его сыновей стали партизанами. Когда оккупанты стали угрожать батюшке расстрелом, он вместе с матушкой ушел в лес. Как вспоминал священник, «немцы объявили за мою голову награду в несколько тысяч марок. Да не польстился никто на нее. Я же получил от государства медаль «Партизану Отечественной войны» І степени... Награждены и оба сына. После освобождения я до 1962 года, пока позволяло здороьве, служил в церкви, правил требы. Теперь – по дому обряжаюсь, помогая матушке. Приберет Бог – с чистой совестью предстану перед ним».

Ветеран Великой Отечественной войны о. Герасим Прокопчук служил в Свято-Никольской церкви д. Кожан-Городок.

Герасим Степанович Прокопчук (1923-1996) – уроженец д. Дубой Столинского района. С началом Великой Отечественной участвовал в партизанском движении. В июле 1944-го был призван в Красную Армию. Дошел до Берлина. Медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», многочисленные юбилейные чтил так же, как и церковные знаки отличия.

Получив многочисленные ранения, контузии, после Победы еще два года лечился в госпиталях. По состоянию здоровья не мог заниматься крестьянским трудом. Прислуживал при храме, был псаломщиком, дьяконом. Затем поступил в Ленинградскую духовную семинарию, заочно закончил ее в 1963 году.

Священник служил в храмах в деревнях Мокрово, Стахово, Большие Чучевичи, 4 года – в Бресте, но дольше всего – более 30 лет – в Кожан-Городке.
В годы, когда власти вели борьбу с религией, церковь в древнем местечке не была закрыта, только благодаря авторитету о. Герасима. Он постоянно перечислял деньги в Советский фонд мира. За миротворческую деятельность о. Герасима наградили серебряной медалью СФМ, вручили часы в честь 30-летия создания организации, постоянно поздравляли с Днем Победы 9 мая.
В 1988 году отмечалось тысячелетие крещения Руси. На торжества в Москву пригласили и о. Герасима, где наш земляк был в числе семи представителей Беларуси...

Настоятель Поречской церкви Логишинского района протоиерей Аркадий Стрелковский (учился в Лунинецкой гимназии, окончил полный курс Виленской духовной семинарии) (1901-1975) в июле 1944-го перевозил на подводе семью в Пинск. По дороге были задержаны немцами. Так оказались в городе Нойдам, работали на деревообрабатывающей фабрике фирмы Гельмгольца. 31 января 1945-го «остарбайтеров» освободила Красная Армия. Здесь был организован первый прифронтовой госпиталь, где стали работать бывшие узники. Дети крутили бинты, матушка помогала санитаркам. Священник обмывал, одевал и отпевал покойников. Фронт шел вперед, за ним продвигался и госпиталь.
27 апреля 1945-го матушку и детей отпустили домой. Священника арестовали. Он отбыл 6-летний срок спецпоселения в Коми АССР. Был освобожден лишь в 1953-м. Долго не разрешали служить в приграничной области. Только в 1965-м был назначен в Свято-Покровскую церковь д. Березовичи на Пинщине, а через год – в д. Ополь Ивановского района, где и завершил земной путь.
Матушка Зинаида на всех приходах, где был муж, руководила хорами. С 1945 по 1953 гг. пела в соборном хоре Пинска и руководила им, с 1956-го была псаломщиком-регентом в Свято-Троицкой церкви г. Ореховска Оршанского благочиния. В 1965-м вернувшись в Пинск, вновь пела в Свято-Варваринской церкви-соборе, являлась регентом хора. В 1984-м награждена орденом Святого Равноапостольного князя Владимира III степени.

Дочь достойной четы – ветеран труда органов здравоохранения Людмила Аркадьевна Зеленевская проживает в Пинске.

Настоятель Свято-Ильинского храма с. Теребежов Столинского района иерей Александр Лопатко (1904-1979) принял приход, где ранее духовным пастырем был его тесть Виссарион Рубанович – отец матушки Ларисы (1906-1982). В 1944-м, с началом освобождения Беларуси, оккупанты приказали жителям эвакуироваться и сожгли село... Семья священника вернулась в дом его родителей в Лунинец. Именно отсюда 8 июля 1944-го немцы принудительно вывезли сотни горожан в Германию. В городе Зуль округа Эрфурт земли Тюрингия родители и старшие дети работали на заводе. В апреле 1945-го были освобождены американскими союзниками. Как ни уговаривали переезжать за океан, семья была непреклонной – только на Родину.

Старая церковь сгорела, и ее восстановление в атеистическое время было невозможным. Благодаря знакомому архиерею, о. Александр получил назначение в храм Михаила Архангела г. Новокузнецк (Россия). Старшие дети учились в Белоруссии, с родителями жила младшая дочь. На склоне лет у нее в Бийске они и нашли последний приют…

Старшая дочь, Нина Александровна Скребец, была учителем математики Лыщанской СШ Пинского района. Потеряв мужа, в 1980-е вернулась в Лунинец…