Памятник Полесским железным дорогам.

Полесские железные дороги

Памятник-паровоз был установлен в честь 120-летия Полесских железных дорог в сентябре 2005 года во время проведения в городе Областных «Дожинок». Он напоминает об огромном значении железнодорожного узла и самой станции в развитии города.

В 1881 году было подписано Высо­чайшее повеление о строительстве 136-верстной ветви Жабинка-Пинск, где впервые на строительстве железных до­рог были использованы железнодорож­ные войска — сформированные к тому времени железнодорожные батальоны, сведенные в бригаду, управление кото­рой располагалось в Барановичах. До­рога эта была построена быстро, за одно лето. Правда, этому способствовали равнинная местность и почти полное отсутствие искусственных сооружений. 9 ноября 1882 года на ветви открылось пассажирское и товарное движение.

24 января 1883 года военный ми­нистр заявил о необходимости строительства стратегических железных дорог через Полесье. На этот раз члены Особого совещания приказали минист­ру путей сообщения принять все меры к своевременному, не позднее чем в трех­летний срок, окончанию сооружения Полесских железных дорог: Вильно-Ровно с ветвями Барановичи-Бело­сток и Пинск-Гомель. По­лесские железные дороги вводились в эксплуатацию по мере готовности уча­стков: от Жабинки до Пинска — 9 ноября 1882 года, от Вильно до Лунинца — 30 декабря 1884 года, от Лунинца до Пинска — 30 декабря 1884 года, от Лу­нинца до Ровно — 2 авгус­та 1885 года, от Лунинца до Гомеля — 15 февраля 1886 года, от Барановичей до Белостока — 23 ноября 1886 года, от Гомеля до Брян­ска — 8 августа 1887 года.

24 января 1883 года военный ми­нистр заявил о необходимости строительства стратегических железных дорог через Полесье. На этот раз члены Особого совещания приказали минист­ру путей сообщения принять все меры к своевременному, не позднее чем в трех­летний срок, окончанию сооружения Полесских железных дорог: Вильно-Ровно с ветвями Барановичи-Бело­сток и Пинск-Гомель. По­лесские железные дороги вводились в эксплуатацию по мере готовности уча­стков: от Жабинки до Пинска — 9 ноября 1882 года, от Вильно до Лунинца — 30 декабря 1884 года, от Лунинца до Пинска — 30 декабря 1884 года, от Лу­нинца до Ровно — 2 авгус­та 1885 года, от Лунинца до Гомеля — 15 февраля 1886 года, от Барановичей до Белостока — 23 ноября 1886 года, от Гомеля до Брян­ска — 8 августа 1887 года.

В 1886 году Вильно-Ровенская и Пинская железные дороги переименова­ны в Полесские железные дороги, которые проходили по Виленской, Гродненской, Минской, Волынской, Могилевской, Чер­ниговской и Орловской губерниям.

Полесские железные дороги строи­лись по стратегическим соображениям. Вначале предполагалось, что движение будет открываться только в военное вре­мя. Затем намеревалось производить движение только в дневное время по 3 пары поез­дов в сутки. И только при окончательном рассмотрении вопроса решили эксплуа­тировать дороги обычным порядком.

Первым начальником Вильно-Ровенской и Пинской, а затем Полесских железных дорог был инженер путей со­общения Иван Иванович Ходоровский. Затем эту должность занимали инженер путей сообщения Василий Николаевич Коковцев, инженер путей сообщения Александр Юльевич Фриде, а с 10 авгус­та 1901 года — инженер путей сообще­ния Владимир Павлович Рейслер.

В 1885 году на Полесских железных дорогах имелось всего 68 паровозов. Пассажирских вагонов в 1885 году было 200, а товарных, крытых и открытых, — 1511. В 1905-м — 410 пассажирских ваго­нов, товарных и открытых — 7927.

Полесские железные дороги подраз­делялась на участки Вильно-Сарны, Бе­лосток-Барановичи, Брест-Брянск. Участок Вильно-Сарны служил, главным образом, для пассажирского движения по­ездов между Петербургом, Киевом и Одес­сой. Участок Брест-Брянск обслужи­вал в основном транзитные грузы, Лунинец-Брянск служил ок­ружным направлением для грузов, идущих на восток и задержанных отправлением на Московско-Киево-Воронежской и Юго-Западных дорогах. Участок Барановичи-Белосток почти исключительно работал с транзитными грузами по направлению к Варшаве и Граево.