Музейно-педагогическое занятие: «День памяти воинов-интернационалистов»

Зайченко Александр Владимирович.

Родился 12 марта 1966 года погиб 28 мая 1985 Награжден медалями "За отвагу" и "воинов-интернационалистов от благодарного афганского народа". Похоронен в р.п. Микашевичи.

Альбом о сыне

Александра Борисовна Зайченко преподает английский язык в СШ № 1 р.п. Микашевичи. Коллеги-учителя характеризуют ее не только как замечательного педагога, но и как хорошего человека и прекрасного организатора.

К сожалению, знакомились мы с Александрой Борисовной совсем не по поводу ее учительских и человеческих способностей. Привело в дом их семейное горе - гибель старшего сына. Как каждая мать, Александра Борисовна до сих пор не верит, что Саши нет. Для нее мальчик - всегда жив. Вера это подкрепляется фотографиями, что собраны в специальном альбоме. Кстати, много их сделала она сама, редко прощаясь со старенькой "Сменой". I мы открываем первую страницу ...

Молодая привлекательная женщина с выразительными чертами лица держит на руках белоснежный пакет с младенцем. По снимку нам не догадаться, кто в нем, а мать точно знает: Сашенька три месяца. Это еще казахстанская земля, куда молодые специалисты Зайченко попали по распределению и где прожили более 10 лет, где родились их дети.

Стопка фотографий с различных праздников в детском саду. Трехлетний Саша - на переднем плане. Он уже приобрел славу "артиста" - танцует, поет, но буквально взрыв аплодисментов получает после прочтения стихотворения:

Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки ...

В этом же возрасте мальчик изучает все цифры и буквы.

Со следующего снимка так привлекательно улыбается в объектив первоклассник, что нельзя не улыбнуться в ответ. "Вундеркиндство" закончилась. Ученик Саши получился положительный - без ярких успехов, но и без явных неудач. Результаты его школьной работы отражены в аттестате зрелости - по всем предметам только "хорошо".

Учеба отмечено одной оценкой. Более разнообразными, наверное, они были бы за многочисленные увлечения Саши. Интерес к различным сферам жизни у него была безграничной.

С детства привык к сцене и продолжал выступать в школьной художественной самодеятельности. Начал учиться игре на баяне. Любовь к поэзии воплотилось в мальчишеской преклонение перед трагической творчеством и героическим жизнью татарского поэта Мусы Джалиля.

Мы на минутку отрываемся от альбома, Александра Борисовна показывает несколько вымпелов с десятками значков:

- Вот с видами городов ... А это - детская серия ... У Саши не было одной определенной темы, ему нравились все значки, а двойные - дарил друзьям.

- А вот это, - мы переходим в другую комнату, - лимон. Саша давно посадил семечка. Шел в армию - травинка была. А теперь вон какое деревце выросло - чуть не до потолка. И так мы его бережем ...

Возвращаемся к альбому. Интересная особенность: на фотографиях средних классов Сашины друзья гораздо выше ростом, а он им руки на плечи возложил и вроде подтянуться хочет. И в 10-ом догоняет сверстников. На глазах худощавый, неуклюжий мальчик превращается в высокого, физически развитого подростка. Помогает стать здоровым спорт.

Родители радовались физическому развитию сына, поощряли его каждодневные кроссы до Случи, поздравляли с победами на районных соревнованиях по легкой атлетике.

В старших классах увлечения Саши приобрели целенаправленный характер - он решил стать военным летчиком. Признаки его мечты сохранились повсеместно: ряд сконструированных пластмассовых самолетов, кипы военных журналов - за ними бегал по всем киосках. Теперь он каждое воскресенье просыпался рано, чтобы посмотреть свою любимую передачу "Служу Советскому Союзу!"

А родители тихо переживали, скрывая от сына тайну ужасной болезни - менингита, который мальчик перенес в детстве. I как все добрые люди, надеялись на счастливый случай, что поможет осуществиться мечты Саши.

Фотографии выпускного класса отличаются быстрой сменой настроения: от загадочно-печального (прощай, школа!) До настороженно-веселого (как примешь нас, долгожданное взрослую жизнь?). А Сашу по-прежнему находишь по искренней мальчишеской улыбке. Многие юноши повязали уже модные галстуки, расправили плечи в новых строгих костюмах, а Саша в любимой форме одежды - свободно раскрыты ворот рубашки, спортивные кеды.

И вдруг ... аккуратный юноша в десантской форме вроде напоминает о том, что скоро случится непоправимое. Александра Борисовна улыбается:

- Пришел из армии двоюродный брат, который служил в десанте. Саша выпросил у него форму - она и сейчас в шкафу висит. Неделю почти не снимал, - демонстрировал одноклассникам, фотографировался. И потом уже не прощался с тельняшки.

После выпускных экзаменов горькое разочарование: не прошел медкомиссию в летное училище - гланды. Кто подсказал детям: поступайте, мол, в десантное, оттуда можно перевестись. Поехали в Рязань. Убедились в ошибке, вернулись. И здесь в военкомате Саша попросил: направьте меня в Афганистан.

А я ничего не знала, уговаривала идти в профтехучилища. Саша же обратился к отцу: устрой на работу. И стал слесарить на "Граните".

Снимок этого короткого периода: Саша в каске и рабочей спецодежде в роли "экскурсовода" - знакомит с объединением учеников своей бывшей школы.

Вообще, на большинстве снимков Саша окружен компанией. Он всегда был в центре внимания: общительный, разговорчивый, доброжелательный. Его дружбу с младшим (на 5 лет) братом Димой с белой завистью отмечали соседи. Его заботливые отношения навсегда запомнили соседские девочки: и ухаживал, и учил на велосипеде кататься, и защищал от шалунов. Уважали его и одноклассницы: вон сколько своих большеглазых автопортретов подарили!

- В марте пришла повестка из военкомата, - продолжает Александра Борисовна. - Как педагог, я против торжественных застолий. А Саша просит: мама, сделай проводы. Я: сынок, нам с тобой побыть бы больше вместе, а за этим вечером тебя и не увидим. Настоял на своем. И все произошло, как говорила. А потом... Едва дождалась первого письма из Ферганы - Саша там в учебке находился. И лето - не поверите - потеряла на то, чтобы достать билет на поездку к сыну. Лишь 31 августа мне повезло. Директор школы понял и отпустил на неделю. А недавно один "афганец" мне сказал:

- Роковая случайность: погибли именно те ребята, к которым из Союза приезжали родители ...

Афганские фотографии занимают в альбоме чуть ли не столько место, сколько все остальные. Не одну пленку "отщёлкала" мать на сына: в военной форме и в гражданской одежде, на плацу и на рынке, веселым и серьезным. На последнем снимке экзотическое содержание перевешивает над плохим качеством: Саша стоит на середине шаткого веревочной мостика над бездной. Разве не символ опасности будущей службы? А предпоследний снимок снова заставляет вздрогнуть от неслучайной случайности: солдат задремал, лежа под деревом и сложив руки на ремне ...

Также бережно, как фотографии, хранятся письма солдата. Он писал часто и многим, много и получал. Мать вспоминает строки: "Пришел с «войны», - двадцать писем лежит. Как успею на все ответить?" Вот и несколько военных фотографий - явно повзрослел солдат. В последнем письме писал: "Я уже старший сапер. Меня представили к правительственной награде. Очень хочется домой". Меньше замечая последнее предложение, родители гордились: уже что-то значит сын. Только недавно от одного из "афганцев" они услышали: "Саперы более трех месяцев не живут". Саша прослужил почти восемь ...

В тот день Александра Борисовна ассистировали на одном из экзаменов. Мысли были о младшем сыне, которого нужно было везти на консультацию к врачу. Если ее окружил толпа учителей с взволнованными лицами, она выдохнула: "Что с Димой?" и не сразу поняла, что говорят о старшем.

С этой черной вестью она пришла домой. Перекрутила настенные часы. И теперь они навсегда показывают без семи минут тринадцатый.

Александра Борисовна отдает мне черный пакет. Там фотографии с похорон. Мать все же требовала снять крышку с багажа "черного тюльпана". Непокалеченным лежал ее сын в форме десантника: его смертельно ранило в живот. Материнские руки ласково гладили мальчишеское лицо, которого не касалось лезвие бритвы. Ей не разрешили одеть Сашу: близкие люди поверх солдатской одежды нарядили его в строгий, как нужно по народному обычаю, костюм жениха.

Родные Александры Борисовны недоумевали: как дружно помогали односельчане в организации похорон. А она могла бы рассказать, как совершенно незнакомые люди словами и делами выражали свои соболезнования. Как останавливались машины на дороге и предлагали подвезти, если кто-то из членов семьи шел по улице. Как просили прощения нетрезвые юноши за ругань между собой из-за какой-то мелочи, когда замечали ее присутствие. Как дети из ее класса на политинформациях долго обходили молчанием слово "Афганистан", чтобы лишний раз не напоминать о боли.

И только один раз оскорбил материнское сердце официальный звонок: "Что вы там за нецензурщину на памятнике сына написали?" Всего было "Погиб при исполнении интернационального долга". Но в то время так писать еще не было принято...

В этом альбоме нет одной серии снимков. Но они хранятся каждого из учеников сейчас уже 7 "А" класса, которым руководит Александра Борисовна. Учительница снимает своих школьников в самых разных ситуациях, потому что большинство времени проводить с ними.

- Очень боюсь за мужа, - тихо признается она. - Говорят: как подкосила боль... Это про него... меня дети спасают от отчаяния. Мое горе - вечное и безутешно, но вместе с учениками мне легче его перенести.

Материнская, учительская, человеческая мудрость Александры Борисовны будто подсказала заняться незаметным, но благородным делом. Вместе с учениками ухаживают за могилами солдат Великой Отечественной войны, которых много в окрестностях. Несколько раз в год проводится велопробег (педагогически учтен момент: для детей важно громкое название, интересная организация) на кладбище под Морщинавичами. Приводятся в порядок места последнего приюта жертв фашизма, воинов-освободителей. Одновременно ведется поисковая работа.

Александра Борисовна не может пожаловаться и на невнимание к сыну. Почти ежедневно на могилу ходит кто-то из родных и знакомых, приезжают и возлагают цветы одноклассники. Посещают родителей и бывшие сослуживцы Саши - "афганцы". Александра Борисовна всегда ждет и с радостью принимает всех. Легче в беседе с ними драться наболевшему материнскому сердцу. Тот, кто испытан одной бедой, претерпел одно горе, - всегда поймет другого. Вместе с ними она снова может перелистать альбом о Саше, будто несколько часов побыть вместе с сыном.

А вот его письма она читать не будет. Не может. Ни одна, ни с кем-либо. Снова услышать в этих строках любимый голос, ласковый и шутливый - сердце не выдерживает. Она еще подождет. Если отступить боль... Но она не отступает...

Источник: Памяць: Гіст.-дакум. Хроніка Лунінец. р-на / Укл. Т.В. Канапацка. Мн.: Беларус, 1995. – 716 с.: іл.

384